Главная / Блог / Традиционные Самарские ремесла — часть 2

Традиционные Самарские ремесла — часть 2

С давних времен на территории Самарского края процветали многочисленные ремесленные традиции. Они подразделялись на те, что обычно выполняли женщины — такие как вязание, прядение, вышивка, кружевоплетение, роспись и создание глиняных игрушек, и на те, что были преимущественно мужскими — включая иконопись, кузнечное дело, гончарство, чеканку, литье и камнерезное искусство.

Самарская вышивка

Известно, что знамя самаро-болгарской борьбы за независимость, созданное монахинями Иверского монастыря, стало знаковым символом. Сегодняшнее сохранение традиций самарской вышивки во многом обязано неустанной работе и страсти Людмилы Владимировны Тыриновой, мастерицы, чье мастерство признано не только в Самарской области, но и за ее пределами. Ее бабушка Анастасия, бывшая монахиня того же монастыря, с детства обучала Людмилу искусству вышивки. Людмила, будучи инженером по образованию и художником по призванию, создает уникальные авторские работы, используя разнообразные техники рукоделия.

Знаменитая коллекция гербария Самарской Луки, насчитывающая свыше 200 экземпляров, создана с использованием техники ленточной вышивки. Растения и цветы, воспроизведенные с удивительной детализацией, вызывают восхищение даже у биологов. В отличие от традиционных гербариев, где растения со временем теряют свои цвета и становятся сухими, работы Людмилы Тыриновой сохраняют свою свежесть и насыщенность цветов на долгие годы.

Резьба по дереву

Самарская область также славится своим уникальным наследием домовой резьбы. В городе Самаре до сих пор можно увидеть на старинных зданиях, датируемых концом XIX — началом XX веков, изысканное мастерство деревянных резчиков. Резные наличники являются особенно примечательным элементом самарской деревянной архитектуры. 

Ремесленники не только украшали свои жилища, но и стремились придать им уникальный характер. Деревянная резьба украшала карнизы, оконные рамы, фризы, наличники, ставни, крыльцо, ворота и калитки, став неотъемлемой частью как сельской, так и городской архитектуры. Сегодняшний вид старинных самарских домов свидетельствует о страсти их владельцев к украшению жилища деревянным орнаментом, что делает эти здания ценными памятниками архитектуры, где простота форм сочетается с разнообразием и изяществом резных украшений.

Геннадий Катунин, мастер деревянной резьбы, привлекает взгляды своим жилищем, где он гармонично сочетает современные и классические элементы резного декора как в интерьере, так и на фасаде. Он также создает истинные шедевры искусства, варьируя от бытовых предметов до стенных рельефов и скульптур. Его талант в области резьбы по дереву вызывает восхищение среди местных жителей и широкой общественности Самары, которые имели удовольствие лицезреть его многообразные и уникальные изделия.

Самарская глиняная игрушка

В Самаре живет женщина, оставившая неизгладимый след в культурном наследии региона. Лора Константиновна Городецкая, уроженка Самары, обогатила город своими творениями. Она является основоположницей нового направления в русском народном декоративно-прикладном искусстве — самарской глиняной игрушки. Игрушки Городецкой уникальны и отличаются от традиционных дымковских, филимоновских и абашевских изделий, отражая культурные образы, традиции и менталитет Самары.

Костюмы глиняных фигурок, созданных Лорой Константиновной, не украшены пышными складками или золотыми каймами, но зато особое внимание уделяется выразительности лиц, текстуре волос и достоинству статуи. Городецкая вдыхает в свои игрушки жизнь, наполняя их мудрыми и защитными словами. Добрые слова, произнесенные вслух, исцеляют, а теплые слова, написанные на природном материале, удваивают исцеление, принося удачу и благополучие.

Изделия из ивовой лозы

Издавна изготовление изделий из ивовых прутьев считается одним из древнейших ремесел, предшествующих созданию керамических изделий. В Безенчукском, Алексеевском и Нефтегорском районах в прошлом столетии функционировали мастерские, где ремесленники ваяли мебель и элементы декора из лозы. Мастер Андрей Митрофанов известен в этих краях своими изысканными работами, которые демонстрируются на местных фестивалях. 

Он виртуозно создает из лозы разнообразные объекты: от фигурок животных до миниатюрных грибов и ветряных мельниц. Особой популярностью пользуются его корзины и лукошки. Митрофанов предпочитает работать с прутьями красной и белой ивы, а также с ветлой, и расширил свое мастерство до создания деревянных конструкций, что также нашло отклик в регионе.

Художественная ковка

Самарцы гордятся уникальными коваными воротами в форме бабочки, украшающими особняк Курлиной, построенный в начале XX века. В современной Самаре также процветает кузнечное искусство. Кузнецы из мастерской «Вакула» обладают навыками не только в подковывании лошадей или изготовлении средневекового оружия и доспехов. Они являются в первую очередь художниками, создающими как практичные предметы (решетки, лестницы, кованую мебель), так и художественные объекты (подсвечники, гербы, подставки). 

Их работы отличаются изысканностью и красотой, становясь настоящими произведениями искусства и украшением любого интерьера. Особенностью самарских кузнецов является их способность сочетать различные металлы и интегрировать их с другими материалами, такими как натуральный камень, дерево и цветное стекло, создавая уникальные и многофункциональные изделия.

Сызранская иконопись

Сызранская иконописная школа возникла во второй половине 18 века. Она славилась своим искусством по всей Российской империи. Самый известный представитель школы – Александр Архипович Бочкарев. Его иконы отличались свежестью красок, мягкими цветами, плавными переходами от света к тени. А его изюминкой был белый фон, на котором написаны лики святых. Своим творчеством Александр Бочкарев прославил Сызрань на всю Россию. 

В 1896 году на Новгородской ярмарке Бочкарев был удостоен награды от императора Николая II. Эта школа перестала существовать в 30-е годы XX столетия. Но традиции письма все же сохранились. Оставшиеся мастера, потеряв возможность писать иконы, стали создавать декоративные вещи: шкатулки, игрушки, сувениры. Через 70 лет сызранская школа возродилась благодаря усилиям Леонида Ивановича Глухова, создавшего культурно-просветительскую организацию «Возрождение». 

И сегодня в работах возрожденной Сызранской школы можно заметить этот легкий оттенок декоративности, особую мягкость красок, плавность в прорисовке фигур.Возникшая в последней половине XVIII века, Сызранская школа иконописи была известна своим мастерством по всему простору Российской империи. 

Александр Архипович Бочкарев, выдающийся представитель этой школы, прославился благодаря своим иконам с их живописной свежестью, нежностью оттенков и гармоничным переходом света в тень, а также уникальным белым фоном для изображения святых. 

Его талант принес славу Сызрани по всей стране, и в 1896 году он был отмечен наградой от самого императора Николая II на Новгородской ярмарке. Хотя школа прекратила свое существование в 1930-х годах, ее письменные традиции сохранились. Мастера, лишившись возможности создавать иконы, переключились на изготовление декоративных предметов, таких как шкатулки, игрушки и сувениры. 

Спустя 70 лет, благодаря стараниям Леонида Ивановича Глухова и его культурно-просветительской организации «Возрождение», школа была вновь оживлена. Современные работы Сызранской школы все еще отражают ту же декоративность, мягкость цветовой палитры и плавность линий, что и прежде.

Фото взяты из открытых источников

Автор: Сердлов Никита Михайлович

Еще статьи

Бункер Иосифа Сталина в Самаре

05.09.2024

Самарские памятники и мемориалы: история и значение

01.09.2024

Самарские сувениры и подарки: что привезти из города

27.08.2024