Как известно, лучше всего знакомиться с творчеством художников в хорошем музее — и самарский прекрасно для этого подходит.
Он расположился в самом сердце Самары, в одном из самых красивых зданий города. Оно, к слову, достойно отдельного осмотра — это красочный пример архитектуры 20 века и памятник федерального значения. Интерьер по роскоши не уступает фасаду, а экспонаты удачно вписаны в «дворцовый» стиль украшений.
Здание Художественного музея
Художественный музей Самары расположен в одном из красивейших центральных городских дворцовых сооружений, перестроенном в начале 20 века из здания, выкупленного у известного городского купца Курлина (арх.В.Якунин). Здание неоклассического стиля было переделано для выкупившего его Волжско-Камского коммерческого банка. Причем, переделывались в основном фасады здания: появилась колоннада, фронтон со скульптурным украшением и фигурами грифонов.
Интерьерная же роскошь стиля модерн бывшего курлинского особняка в виде Парадной лестницы, Мраморного зала, фойе и много еще чего сохранилось до наших дней.
Сохранился почти полностью и первый этаж, занимаемый при прежнем хозяине магазином «Дрезден» — сегодня там находятся помещения Лектория. Кстати, купеческой семье Курлиных принадлежали и другие городские здания, в одном из которых сегодня размещен оригинальный Музей Модерна. А вот старинные напольные часы, находящиеся в фойе, когда-то стояли в кабинете директора коммерческого банка.
Уникальная возможность осмотреть залы этого великолепного сооружения конца 19 — начала 20 вв. уже является мощным стимулом для посещения Художественного музея.
Судьба особняка в постреволюционный период была довольно бурной.
Сначала он был занят общегородским клубом коммунистов. Здесь как-то даже выступал со своими стихами В.Маяковский. Позже в прекрасном особняке разместились всевозможные советские комитеты и издательства различных газет. В 1925 году здесь прошла Первая городская художественная выставка. В 30-е годы в дворцовых залах обитал Совет городских депутатов, затем партийный городской комитет. И вот, наконец, в 1989 году хозяином прекрасного особняка стал Художественный городской музей, представивший свои экспозиции посетителям уже к концу года.
История создания музея
Художественный музей как собрание произведений живописи начал создаваться в Самаре только в конце 19 века. Инициатором этого события выступил известный местный художник, купец и меценат К.Головкин, подаривший свои работы в уже существующий Публичный музей. Художник через СМИ и в личных письмах обратился к другим деятелям искусства с просьбой о пожертвованиях в музейные фонды. Это обращение возымело действие и в дар музею начали поступать полотна от ведущих русских живописцев. В 1911 году произведений живописи собралось более 130 экземпляров и среди них были работы М.Нестерова, П.Венинга, К.Юона и другие.
Кроме присылаемой живописи в фонды музея поступали иконописные и керамические произведения искусства, декоративно-прикладные изделия Востока и т.д. Эти дары преподносили музею местные самарские коллекционеры.
После революции, как и повсеместно в нашей стране, музейные фонды активно пополнялись экспроприированными произведениями искусства, составлявшими ранее частные собрания коллекционеров.
В частности, в Самаре художественный фонд пополнили предметы коллекций купца П.Шихобалова и создателя Жигулевского пивзавода А.фон Вакано. Были также ценные поступления из Эрмитажа, Третьяковки и Русского музея. В музей в этот период поступали иконы, редкие книжные издания, произведения из фарфора и стекла, скульптуры, меднолитейные экспонаты и т.д.
В 30-х годах 20 столетия музейные коллекции, в частности древнерусские экспонаты, постигла тяжелая участь – многочисленные иконы сжигались, их оклады и меднолитейные произведения сдавались в переплавку. В 1937 году Самарский Художественный музей выделяется из Краеведческого в самостоятельную единицу и получил здание Дворца культуры им.Куйбышева.
Во время Отечественной войны музей не работал, однако он организовывал выставки и приобретал картины у работавших в Куйбышеве эвакуированных столичных художников. Продолжающая разрастаться музейная коллекция в 1989 году получает новое прекрасное здание – бывший особняк, занимаемый до революции с 1912 года Волжско-Камским банком, расположенный на улице Куйбышева. Новые площади позволили музею более полноценно выставлять свои экспонаты.
С 1997 года в Музее выделяется музейная экспозиция, посвященная художникам Васильевым, потомок которых сегодня является известнейшим стилистом, историком моды, ведущим «Модного приговора».
Экспозиция музея
Художественная коллекция у музея отличная — разумеется, немало картин таких именитых авторов, как Айвазовский, Суриков, Репин, Шишкин или Малевич, но есть и обширное собрание менее известных отечественных художников 19-20 веков, а также некоторые полотна европейских живописцев. Всего здесь находится более 35 тыс. изображений, представленных в 5 постоянных экспозициях.
Поднявшись по парадной лестнице в фойе 2-го этажа, вы увидите справа два зала. Там расположена экспозиция русского искусства 20 века и большая гордость самарского музея — коллекция русского авангарда 1910-1920 гг. Это направление в модернизме завоевало популярность в начале 20 века и именно в России достигло наибольшего расцвета. Его часто ассоциируют с картинами Казимира Малевича — в музее этот автор представлен загадочной работой «Жизнь в большой гостинице», выполненной в кубо футуристическом стиле. В этом зале также немало творений других известных художников — например, полотна О. Розановой и М. Менькова.
Помещения в музее не очень большие, что особенно остро чувствуется в дни открытия новых выставок. Иногда бывает так, что изображения физически нельзя рассмотреть поближе — однако, вы всегда можете посетить другие залы.
Немало интересных картин и в комнате с творениями русских художников 19 века, что находится левее экспозиции авангарда. Например, холст Айвазовского «Десант Н. Н. Раевского у Субаши» или изображение Мадонны за авторством А. Е. Егорова, которого часто называют «русским Рафаэлем».
Дальше по коридору разместились два скромных зала — один с иконописью и выставкой медного литья, а другой с коллекцией русского творчества 18 века. В них много времени провести вряд ли получится, так как экспонатов здесь не очень много. Не может похвастаться богатой коллекцией и выставка западноевропейского искусства 16-19 веков.
Без сомнения, изюминкой музейного собрания являются картины известнейших отечественных художников второй половины 19 — конца 20 веков. Русское искусство этих лет подарило нам множество прекрасных живописцев. Это и В. Маковский, известный представитель академизма, и пейзажист И. Шишкин, и гениальный реалист И. Репин — все они здесь есть. Богатое собрание произведений как именитых творцов, так и малоизвестных мастеров увлечет на долгое время.
И нельзя забывать, что в музее постоянно проводятся различные уникальные выставки и мероприятия, порой — весьма любопытные.
У самарского музея есть филиал «Историко-музейный комплекс в с. Ширяево» — он включает в себя Дом-музей И. Репина и Музей-усадьбу А. Ширявцева. Это место также заслуживает посещения.
Как добраться
Адрес: Самара, ул. Куйбышева, 92.
Доехать можно общественным транспортом:
- трамваями №№ 3, 20 до остановки «Ленинградская»;
- троллейбусами №№ 1, 3 или 16 до остановки «улица Куйбышева»;
- автобусами №№ 24, 37, 46, 47 или 61 до остановки «Некрасовская».
Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00, по четвергам с 13:00 до 21:00; касса закрывается на полчаса раньше. Вторник — выходной день.
Экспозиция поделена на три тематических зоны, для которых цены различаются.
Фото взяты из открытых источников
Автор: Сердлов Никита Михайлович