Главная / Блог / Традиционные Самарские ремесла — часть 1

Традиционные Самарские ремесла — часть 1

Самарская губерния, известная как хлебная житница России, не имела развитых народных промыслов, как в других регионах. Это связано с тем, что население жило в достатке и не нуждалось в дополнительных заработках.

Однако многонациональность Самарской губернии привела к смешению традиций и стилей в декоративно-прикладном искусстве. На Волгу переселялись различные этносы, принося свои технологии и обычаи.

В результате в Самарской области не сложились уникальные художественные промыслы. Но именно смешение культур и традиций стало основой современного прикладного творчества в регионе.

Яркие этнографические краски и многообразие стилей делают Самарскую область уникальной в этнографическом отношении в России.

Традиционные промыслы и ремесла Самарской губернии

Домовая резьба

Домовая резьба в Самарской и Сызранской областях имеет глубокие исторические корни, берущие начало в хозяйстве, быте и культуре Средневолжского края. Этот регион был перекрестком древних путей промысловиков-охотников, кочевников-скотоводов и земледельцев, что оказало влияние на формирование своеобразных художественных традиций.

Домовая резьба подразделяется на четыре вида:

  • Долотная
  • Пропильная
  • Рельефная
  • Накладная
  • Плетение из лозы

Плетение из лозы 

Было широко распространено в России, в том числе и в Самарской губернии. Из лозы изготавливали различные изделия, такие как корзины, верши, мережи и другие снасти для рыболовства. В начале XX века плетением занимались 37 тысяч кустарей в 17 губерниях.

В 1920 году был выпущен каталог с разработанными формами мебели и предметов интерьера из ивовой лозы, такими как книжные полки, кресла, столы и скамейки. Крупные центры плетения из лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде.

В Самарской губернии плетением из лозы занимались в Безенчукском, Алексеевском и Нефтегорском районах, где существовали мастерские и цеха по изготовлению мебели и предметов интерьера. Лозоплетение до сих пор остается популярным занятием среди жителей сельской местности от Дуная до Волги.

Роспись по дереву

В советский период, особенно в 1960-1970-е годы, прикладному творчеству уделялось большое внимание. Специалисты из столичных учебных заведений направлялись в регионы, богатые лесом и глиной, которые были необходимым сырьем для различных видов народных промыслов.

В Куйбышевской области (ныне Самарская область) была создана Жигулевская фабрика художественных изделий. Однако традиция росписи по дереву не была изначально присуща этому региону и была искусственно внедрена. Тем не менее, мастера фабрики изучали местные традиции и использовали их в своей работе.

Позднее росписью по дереву занимались такие организации, как «Город мастеров» в Жигулевске, «Дом народных ремесел и декоративно-прикладного искусства» в Похвистнево и студия «Палитра» в Хворостянском районе.

Гончарное производство

Гончарное производство не было широко распространено в Самарской губернии. Однако выделялись центры в Сызранском, Похвистневском и Кинель-Черкасском районах. В этих районах изготавливали глиняную посуду и игрушки.

Глиняные игрушки изначально имели ритуальное значение и использовались в сельскохозяйственных обрядах. Поэтому среди них преобладали игрушки-свистульки. Тематика игрушек включала женские фигурки, коней, всадников, птиц, оленей, баранов и сюжетные композиции.

Ткачество

Ткачество было распространено в Самарской губернии как домашний и организованный промысел. Характерным было производство льняных холстов, пестряди и кушаков.

В XIX веке в селе Максимовка поселились молокане, которые привезли с собой технику создания полотен из Тверской области. В нашем регионе вместо хлопковых нитей стали использовать овечью шерсть. В губернии проживали башкиры, татары и русские, поэтому со временем тканые изделия приобрели смешанный местный колорит.

При ткачестве использовалась ремизная техника, которая позволяла создавать многоцветные и узорчатые ткани. Крупным центром ковроткачества был Клявлинский район, в частности села Черный Ключ и Бор-Игар.

Во многих домах стояли ткацкие станы, которые мужчины изготавливали для своих жен, сестер и дочерей. На этих станах ткали одежду, которую затем украшали яркой вышивкой. В 1970-1980-е годы ткачество ковров было очень распространено в этих селах.

Для изготовления ковров использовалась овечья шерсть, которую тщательно собирали, мыли, чистили и вычесывали. Пряжу также делали вручную. Во многих сельских домах до сих пор сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы. На изготовление одного ковра могло уходить от полугода до года.

Чувашское поселение Черный Ключ получило наибольшую известность как центр ковроткачества. Работы мастериц выставлялись на ВДНХ.

Золотошвейное и белошвейное производство

Центром золотошвейного и белошвейного производства в Самарской губернии был Самарский Иверский женский монастырь. В обители работали золотошвейная, белошвейная, ткацкая и ковровая мастерские. Также в монастыре развилась филейно-гипюрная вышивка.

Монахини Иверского монастыря достигли высокого мастерства в этом искусстве. Под руководством игуменьи Антонины они вышили Самарское знамя – символ освобождения балканских народов от османского ига. Эскиз знамени разработал самарский художник Николай Симаков. На одной стороне полотнища были изображены славянские первоучители Кирилл и Мефодий, на другой – Иверская икона Божьей матери. На широкой голубой ленте золотом была вышита надпись: «Болгарскому народу г. Самара. 1876 г.».

Домашние промыслы

Помимо монастырских мастерских, существовали и домашние промыслы, в том числе изготовление изделий для нужд своего хозяйства, традиционного костюма, вышивка и кружевоплетение. В контексте народного костюма выделялось создание кукол в стилизованных традиционных народных костюмах.

Также существовали промыслы по обработке металла, такие как изготовление топоров, подков и сбруи.

Фото взяты из открытых источников

Автор: Сердлов Никита Михайлович

Еще статьи

Бункер Иосифа Сталина в Самаре

05.09.2024

Самарские памятники и мемориалы: история и значение

01.09.2024

Самарские сувениры и подарки: что привезти из города

27.08.2024