Главная / Блог / Самарские традиционные костюмы и мода

Самарские традиционные костюмы и мода

В Самарской губернии жили представители разных этнических групп: северной, южной и средней. Когда люди переселялись в губернию, они привозили с собой традиции одежды из своих родных мест.

Однако к концу 1920-х годов традиционный русский народный костюм почти перестал использоваться.

Особенности одежды разных этнических групп

Северная группа: Носили сарафаны, длинные рубахи, головные уборы и короткие нагрудные одежды.

Южная группа: Носили понёвы (набедренные одежды), рубахи, запоны (фартуки) и кохты (кофты).

Средняя группа: Носили элементы одежды как северной, так и южной групп.

Изменения в одежде

Со временем в одежде русского населения Самарской губернии произошли изменения. На рубеже XIX-XX веков появились новые фасоны одежды, такие как кофты и юбки. Также в моду вошла городская одежда, например, пиджаки и пальто.

К концу 1920-х годов традиционный русский народный костюм практически вышел из употребления. Люди стали носить более современную и практичную одежду.

Сарафан в русском народном костюме Самарской губернии

Главным элементом северо русского народного костюма был сарафан. Он надевался вместе с рубахой, головным убором и короткой нагрудной одеждой, которая называлась «душегрея» или «епанечка».

Сарафаны шили из разных материалов и имели различные названия в зависимости от покроя. Самым известным был сарафан-клинник. Он был распашным, застегивался на пуговицы и шился из кумача, китайки, крашенины или шелка.

В Самарской губернии в конце XIX века также носили «русский сарафан» или «сукман». Его шили из синей шерстяной ткани или холста. Сарафан был приталенным, без оборок. Перед сарафана украшали парчой или кумачом, которые нашивали в две полосы по всей длине. Между полосами пришивали пуговицы.

Особенности сарафана-клинника:

  • Распашной
  • Застегивается на пуговицы
  • Имеет косой клин
  • Шьется из разных материалов (кумач, китайка, крашенина, шелк)

Особенности «русского сарафана» или «сукмана»:

  • Приталенный
  • Без оборок
  • Шьется из синей шерстяной ткани или холста
  • Перед украшен парчой или кумачом

В Самарской губернии был распространен сарафан с нагрудником или перекладинкой. Его шили из четырех полотен ткани, застегивали на пуговицы по центру и украшали вышивкой, лентами или тесьмой.

Нагрудная одежда

Переселенцы из Нижегородского края принесли традицию изготовления короткой нагрудной одежды, которую называли епанечкой. Ее шили из яркого бархата и украшали золотым и серебряным шитьем.

В южной части губернии носили телогрейки, шушунчики, коротайки, душегрейки и шушпаны.

Понёва

Характерной особенностью южнорусского костюма была понёва — набедренная одежда из шерстяной ткани. Ее надевали поверх рубахи.

Рубаха

Рубаха была основным элементом женского костюма. Она была длинной, с широкими рукавами и большим количеством сборок вокруг шейного выреза. Рукава могли быть разной длины и украшались вышивкой или кружевами.

Запон

Запон — фартук, который подвязывался под мышками или на талии. В южных районах губернии был распространен запон с грудинкой.

Завеска

В южных районах губернии также носили завеску — передник с узкими рукавами и кружевами по подолу.

Женская одежда на рубеже XIX-XX веков

В конце XIX — начале XX века типичной одеждой русских женщин стала «парочка» — комплект из юбки и кофты. Это отражало сходство в одежде между сельскими и городскими жителями.

Юбки

Юбки шили из домотканого холста, собирая их на поясе. Низ юбки украшали воланами, оборками, лентами или полосками ткани контрастного цвета. Подол часто украшали полосками черного бархата, которые называли «земля». Юбки часто красили в отваре из дубовой коры, придавая им теплые оттенки от оранжевого до коричневого.

Кофты

Кофты шили с разрезами спереди или сбоку, а также нераспашными, которые надевали через голову. В некоторых районах были популярны кофты красного или синего цвета с застежкой на боку или спине и стоячим воротником. Грудь и рукава украшали полосками из другой ткани. Зажиточные крестьянки носили бархатные кофты, отделанные атласом и кружевами.

В некоторых селениях носили теплые кофты из черного сатина на вате с отложным воротником и расклешенные к низу. Их отделывали полосками из черного или синего бархата и носили в осенне-весенний период.

Кофты с передним разрезом тоже были распространены. Они застегивались на пуговицы и имели отложной воротник. Рукава у кистей рук собирали в складки и украшали кружевами. Грудь, ворот и низ кофты обшивали цветными лентами и тесьмой. В южных районах такие кофты называли кохтами или накидками.

Женская одежда и украшения

Во второй половине XIX века кокошник постепенно выходит из употребления. Волосник остается основным головным убором для будней до середины XX века, а в некоторых местах используется и как праздничный головной убор. В это время широко распространяются платки и шали.

Обувью в середине XIX века являются лапти. В сырую погоду к ним привязывают деревянные колодки. Лапти носят поверх шерстяных чулок, которые могут быть украшены узорами. Зимой носят валенки или валяные туфли.

В праздники женщины носят высокие ботинки с кожаными вставками и вязаным верхом, полусапожки или ботинки с резинками и застежками, а также штиблеты.

Женские украшения делятся на ушные, шейные, украшения для рук и одежды.

Непременным украшением являются серьги, которые могут быть медными, серебряными или золотыми. В уши также вставляют гусиные пушки, которые иногда окрашивают.

На шею надевают бусы, ожерелья, монеты и кружева. Руки украшают кольцами и перстнями. Самобытным украшением являются пояса, к которым иногда пришивают карманы.

Мужская одежда

Мужская одежда более однообразна, чем женская. Ее основными элементами являются рубаха и штаны.

Рубаха шьется из одного куска холста с вшитыми клиньями. Рукава прямые, с ластовицами под мышками. Застежка может располагаться на левой стороне грудного разреза (косоворотка) или посередине груди. Будничные рубахи некрашеные, а праздничные — разноцветные.

Позже появляется толстовка — рубаха из шерстяных тканей для зимы.

Рубаху подпоясывают поясом. Пояса могут быть самоткаными, плетеными, покупными шелковыми.

Брюки шьют из двух прямоугольных кусков домотканины. Они застегиваются или завязываются. Более широкие брюки называются шароварами.

Обувью являются лапти, сапоги, валенки и бахилы. В конце XIX века в деревню проникает мода на галоши.

Головными уборами являются фуражки, картузы и шапки-ушанки.

Во второй половине XIX века в мужской костюм проникает городская мода. Рубашки начинают шить из покупных тканей, шаровары — из плиса. Поверх рубахи носят жилетку, поддевку, пиджак и пальто.

Фото взяты из открытых источников

Автор: Сердлов Никита Михайлович

Еще статьи

Бункер Иосифа Сталина в Самаре

05.09.2024

Самарские памятники и мемориалы: история и значение

01.09.2024

Самарские сувениры и подарки: что привезти из города

27.08.2024